текст

Жизнь в глубинке.

В этом году редакция газеты вновь побывает в большинстве сел и деревень нашего района, чтобы посмотреть, проанализировать и рассказать другим, какова она, жизнь там, за райцентровской околицей. Чем живут сельчане, чему радуются, о чем грустят. Страна прирастает деревней - этот лозунг до сих пор встречается. Так это или нет? В каких-то случаях так, в каких-то - нет. Это жизнь.

А начнем мы серию материалов с пессимистической нотки. Не потому, что не верим в будущее деревни, просто от пессимизма пойдем к оптимизму. Сегодня буквально несколько фотопортретов одной из самых маленьких деревень района - Александровки. Настроению и жизни этого населенного пункта весьма созвучны строки стихотворения Александра Васильевича Есина, которые я и вынесла в заголовок.

марин

Основатель поселка Марин жил раньше в Тебенякской волости Курганского округа, затем стал подыскивать место, осмотрел указанные участки и по общему согласию с товарищами решил основать на них поселок, на что в 1885 году было дано разрешение Управлением госимуществом. Первое ядро составили земляки Марина из Костромской губернии. Затем прибыли переселенцы из Черниговской, Пермской и центральных губерний. Заселение произведено в 1887 году, полного списка переселенцев пока не найдено.

Постройка церкви

Вновь заселенные деревни от ближайших церквей находились на расстоянии 12 - 23 км. Прихожане д. Александровка относились к Давыдовской церкви; Н-Пищальное и Меньщиково к Гладковской; Н-Хлупово вначале к Половинской, затем к Башкирской церкви. В Меньщиково проживало 34 семьи раскольников (двоеданов) с количеством 129 человек и в деревне для них действовал молельный дом, который обслуживал еще 253 раскольника из д. Романово. В Александровке даже не было своего кладбища. Испытывая такие неудобства, христиане задумались о строительстве церкви.

на котором присутствовало 54 человека, под председательством Ивана Григорьевича Сафронова, на котором было решено направить ходатайство о строительстве церкви, и, кроме этого, разрешить иметь в д. Александровке свое кладбище. 7 марта 1918 года в Консисторию поступило прошение от строительного комитета д. Александровка Давыдовской волости Курганского уезда: «Прилагается проект на строительство церкви и пояснительная записка к нему, копия сельского собрания от 2 февраля. Покорнейше просим открыть у нас самостоятельный приход и постройку церкви.

сороковых

«И не качают здесь в зыбках

мамы сынков, дочерей...»

Чем же знаменательны эти зимние дни для александровцев? Тем, что по улицам ни проехать ни пройти. После обильных январских снегопадов дорога по деревне до сего дня была не расчищена. Откапывались у домов самостоятельно, кто как мог. Работящий Иван Александрович Сороковых и у себя отчистил, и помощь дальней соседке оказал. Виктор Иванович Петров, как депутат сельской думы и просто как один из самых молодых александровцев (ему еще нет пятидесяти), пока лопатой орудовал, выслушал вздохи жены Светланы Викторовны, которая переживала за самых пожилых односельчанок - мол, каково им в такие-то морозы с домом управляться. Самой пожилой жительницей деревни сегодня является труженица тыла Елена Григорьевна Бакина, которой нынче исполнится 87 лет. А всего же в Александровке новый 2010 год встретило 25 жителей. Именно столько их осталось в населенном пункте, который расположен не на российской окраине, а в хорошем месте, на границе двух районов. Но вот ведь что-то случилось с таким бойким местом, если только с лета население деревни уменьшилось на добрую треть - когда была здесь в июле, народу насчитывалось 35 человек.

После той поездки и рассказа о ней на страницах районной и областной газет, я александровцам «подмогла». Написала о проблемах с автобусным движением - обиделись автобусники и любить жителей от этого больше не стали. Написала о пустых магазинных полках, и магазин закрыли вообще, оставив С.В. Петрову без рабочего места. Проблему со снабжением деревни товарами решили так - Башкирское потребительское общество приезжало с выездной торговлей. Было это один раз, и обе стороны остались не особо довольны. Торговля поджала губы от плохой выручки, александровцы - от невеликого ассортимента и достаточно великих цен. На том и разъехались. Зато жители вполне довольны работой почты и мобильной службы. Хотя почтовый ящик из малопишущей деревни убрали, но газеты возят и пенсию тоже, а это основа бюджета практически 75 процентов деревенских жителей. Автобус же привозит кое-какие товары, а самое главное - востребованные лекарства. Регулярно справляется о самочувствии сельчан медик, не забыла о существовании жителей пятнадцати дворов и сельская администрация Детей в деревне нет, но мычание коров еще слышится, а из труб изб вьется дым, иногда возносящий к небу запах свежеиспеченного хлеба. Значит, Александровка пока жива.

Галина Абрамова.

Исторические штрихи: деревня Александровка

Участок земли для поселка Александровского вымежеван в 1887 году из казенных оброчных участков Худяковского, частей Меньщиковского и Романовского №1. Участок отведен переселенцам разных губерний России в числе 92 семейств на 262 наличные мужского пола души по 15 десятин на каждого на правах 12- летней аренды с октября 1887 года.

Выделено земли под усадьбы 34,5 десятин, пашни 663, степи, годной под пашню, 1702, сенокосы 72, степи, годной для сенокоса, 77, степи под выгон 433, под

Жители деревни Александровка поведали о своих проблемах священнику из Архангельской губернии Пинежского уезда Шардонемского прихода Стефану Шелыгину, и упросили его переехать сюда на постоянное место жительства, заняться строительством церкви и стать местным священником. По каким причинам он здесь был, не написано, может быть у родственников, однако предложение принял. По приезду домой, 1 октября 1917 года, он пишет письмо Епископу Тобольскому и Сибирскому. «По просьбе жителей деревни Александровка построить при благотворительской помощи церковь-школу, я обратился по дороге домой к Вологодскому купцу Данилу Федоровичу Варакину за помощью. Он согласился построить на собственные средства и снабдить ее необходимой церковной утварью. Прошу разрешить купцу приступить к постройке церкви, а мне быть священником без жалования и казны и без наделения причтовой землей. Цель моя не обогатиться за счет казны и огорода, а сблизиться с ними для духовной и телесной работы. Питая их духовно, я буду учить их разумному ведению хозяйства, и будет и село богато и Государству хорошо».

Несмотря на смутное время, священник не изменил свое решение, а слово, данное купцом, было законом, стоимость работ и утвари оценивалась в 6000 рублей. В настоящее время таких меценатов можно по пальцам пересчитать, а олигархи, нажившие миллиардные состояния и в основном нечестным путем, не хотят добровольно жертвовать крохи для благотворительных целей. 12 января 1918 года Архангельская Консистория дала согласие на перемещение заштатного священника Стефана Шелыгина. После этого Тобольская Консистория сделала запрос о благонадежности Шелыгина, и получила положительный ответ. Для справки: Стефан Шелыгин 1877 года рождения, образование 2 класса сельского училища.

2 февраля 1918 года собралось сельское собрание,

баба

Вновь загрустила деревня,

И за какие грехи

К бедам земли нашей

Все остаются глухи.

Грусть затаилась в улыбках,

Взгляды отводят скорей

И не качают здесь в зыбках

Мамы сынков, дочерей.

Утром из труб не струится

изба

Дым деревенских печей,

Будет лишь запах нам сниться

Свежих с огня калачей.

Вот зарастают покосы,

Всюду крапива, пырей,

Там не звенят давно косы

И не видать косарей.

Нам не поют за рекою

Песни давно соловьи,

И не дают мне покоя

Грустные мысли мои.

В недрах ораторской пыли

Мы не находим ответ,

Кажется, все позабыли,

Где появились на свет.

Александр Есин.

Все строительные материалы имеются в достаточном количестве, иконостас заказан к 1 апреля, и будет послана вся необходимая утварь». Подписали члены строительного комитета Степан Яковлевич Чалов, Михаил Михайлович Щелконогов и Аким Антонович Кулагин.

Из пояснительной записки к проекту здания деревянной церкви на 150 человек следует, что здание длиной 7,5 саженей; шириной 2,8, с приделами 5,1 саженей; деревянное на сплошном фундаменте, высотой от земли 1 аршин и в земле 1 аршин, место возвышенное. Внутренняя площадь для молящихся состоит, за исключением алтаря, 10,5 кв. саженей. Колокольня над зданием выше куполов. Колокол весом 15-20 пудов (около 300 кг.). В приделах будут размещены сторожевая и ризница. 8 марта 1918 года состоялось заседание Консистории с повесткой «О строительстве храма в д. Александровка». Изложена суть, есть проект, прошение от жителей и внештатного священника, согласие купца. Приказали: постройку храма разрешить на средства местных жителей и добровольные пожертвования. Священника Шелыгина приписать к Давыдовскому приходу и построить церковь.

У священника Давыдовской церкви не было особого желания отпускать из своего прихода жителей Александровки, т.к. терял приличный доход, о чем дважды в Консисторию направлялись докладные о самоуправстве Шелыгина и отстранении его от должности. Консистория дала поручение 3-му Благочинному (с. Байдары) Виктору Тресвятскому разобраться по сути дела. Благочинный Тресвятский пишет в Духовную Консисторию, что Шелыгин начал работу в д. Александровке помимо священника Давыдовской церкви, он не соизволил даже познакомиться с ними. Предлагает поручить строительство священнику Давыдовской церкви. Но строить нужно, т.к. изъявили желание присоединиться жители деревни Меньщиковой 400 душ, д. Н-Хлупово 293 души, д. Н-Пищальное 190 душ, а также сообщает, что не приложена Храмозданная грамота и просит назвать храм во имя Пресвятой Богородицы. Грамота направлена почтой, но Благочинному не попала. Вторично грамота выслана 11 августа 1918 года, 24 августа выдана приходно-расходная книга диакону Давыдовской церкви Алексею Гордину.

Построить в короткое время церковь не удалось, т.к. шла, гражданская война. Прихожане вынуждены были обратиться в Консисторию с просьбой начать Богослужение во временном молитвенном доме, 12 сентября 1918 года Консистория дала разрешение, а 23 ноября Благочинный Виктор Тресвятский освятил временный молитвенный дом, устроенный в частном доме с установкой временного иконостаса, престола и жертвенника.

Никаких документов учета Александровской церкви в областном архиве нет, метрические книги в это время уже велись в советских учреждениях. В документах Курганской епархии отмечено, что здание построено в 1919 году без приделов; с двумя главами и одной на колокольне, покрыты железом, на них деревянные гладкие кресты; наружность ничем не опалублена и не крашена. Колокольня неразрывна с церковью, на ней 4 колокола, ограда деревянная, иконостаса нет, утварь есть. Видимо, средств, выделенных купцом, не хватило для окончательной отделки, иконостас, бывший в употреблении, приобретен позднее. В 1928 году отмечается, что священником утвержден Алексей Турушев, а церковным старостой Антон Осипович Березовский. В приходе церкви числился только один населенный пункт Александров- ка. Материал подготовлен по архивным документам.

В.Вахтин,

член Зауральского генеалогического общества

сайдбар2
Hosted by uCoz